Продавцы на маркетплейсах из-за проблем с импортом расплачиваются с поставщиками нестандартными путями, подчеркивает ведомство. Эксперты отмечают, что это следствие общих проблем с оплатой, которые возникают у селлеров, которые хотят приобрести товары за границей
Росфинмониторинг предупредил банки о рисках обналичивания через маркетплейсы. Речь идет о продавцах на маркетплейсах, которые из-за проблем с импортом расплачиваются с поставщиками нестандартными путями, пишет РБК со ссылкой на представителя службы.
Факт сомнительных операций на онлайн-площадках подтвердили также РБК источники из крупных российских банков. Один из них отметил, что с конца августа такие клиенты стали чаще «окрашиваться» антиотмывочной системой ЦБ «Знай своего клиента»: платформа относит их к группе со средним и высоким риском проведения подозрительных транзакций. Они нацелены на отмывание или обналичивание денег.
Комментирует генеральный директор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов генеральный директор консалтинговой компании GoOmni «По поводу рисков обналичивания через маркетплейсы, я думаю, что не совсем корректно об этом говорить. Объективно сейчас есть некая фундаментальная рыночная проблема, связанная с невозможностью легального перевода денег за границу для оплаты товара. Проблемы есть практически у всех, начиная с логистических компаний, заканчивая непосредственно селлерами на маркетплейсах. И для того, чтобы оплатить товары какие-то в Китае, в Европе, в Турции, даже в Средней Азии, необходимо изобретать какие-то сложные сомнительные схемы либо городить какие-то пирамиды из юридических лиц, которые позволяют это проводить через третьи страны, либо делать оплату товаров в крипте или в каких-то других серо-черных формах оплаты товаров. И объективно, я думаю, что в течение ближайших нескольких месяцев, до тех пор, пока проблема с оплатой непосредственно с зарубежным контрагентом не будет решена, количество схем, которые будет видеть Росфинмониторинг, будет однозначно совершенно расти. В том плане, что люди пытаются как-то обеспечить себя товарами, для этого они платят деньги неизвестно куда, затем точно так же неизвестно как получают товары через третьи страны с неизвестными документами и так далее. И никакого белого, красивого решения на данный момент нет и не предвидится. Поэтому я боюсь, то, что увидел Росфинмониторинг, относится скорее всего именно к этой проблеме».
Сейчас к высокорисковым относятся чуть более 1% от всего количества юрлиц и ИП, пишет РБК. Еще почти 2% клиентов находятся в промежуточной — желтой зоне. Таким образом, доля компаний и предпринимателей, которые не сталкиваются с повышенным антиотмывочным контролем банков, составляет 97%.
По сравнению с замерами в мае прошлого года, доля «красных» клиентов незначительно сократилась, а «желтых» — увеличилась.